x

Писаная икона,  являясь произведением искусства, требует к бережного и вдумчивого отношения. К сожалению, одного благочестия тут мало, необходимы и некоторые знания. Ведь "проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением" (Иер.48,10).  Для начала стоит коротко отметить, как именно нельзя обращаться с иконой ни в коем случае.

  • Нельзя хранить икону в жарком и очень сухом помещении.  Доска при высокой температуре и сухости воздуха начинает  коробиться, потом появляются  трещины по стыкам склейки досок, и со временем икона распадается на несколько частей.
  • Нельзя обрабатывать икону составами, не пропускающими влагу и воздух, так как  во всех слоях, составляющих икону, имеются микропоры, через которые икона "дышит", т.е. происходит воздухо- и влагообмен. Ведь если человеку кожу покрыть каким-нибудь составом, не пропускающим воздух и влагу, то он может погибнуть. Так же и иконы.  Подобные действия приводят к полному отслоению красочного слоя.
  • Нельзя натирать иконы чем бы то ни было:  маслом, чесноком, луком и чем угодно еще. Подобные действия приводят к очень тяжелым последствиям для иконы.
  • Нельзя протирать иконы сухой или мокрой тряпкой или полотенцем. Всё это ускоряет распад красочного слоя. Даже после освящения святую воду нужно осторожно промокнуть чистой мягкой тканью.
  • Нельзя резко изменять условия хранения иконы. Например. если икона много лет пролежала в неотапливаемом помещении, то помещение её в сухое и теплое помещение приведёт к разрушению. Если икона вдруг попадает в новые для неё условия (резкие перепады температуры и влажности воздуха, постоянные сквозняки), то на ней образуются (и часто - впервые) вздутия разной величины, которые потом, к радости наблюдателя, самопроизвольно исчезают. Но это не счастливое "обновление". Это уже болезнь, эта икона - "хроник", требующая постоянного, особо бережного ухода. Он не очень сложен, но он должен быть, причем самое главное - поддержание стабильности окружающей среды, т.е. неизменные условия хранения.
  • В их создании очень помогает застекленный киот, который предохраняет икону от сквозняков. Потому что иконы, как и люди, боятся сквозняков, которые приводят к таким разрушениям, что потом их приходится долго и сложно лечить.
  • Нельзя привлекать к реставрации икон неквалифицированных специалистов, не прошедших многолетнего обучения под руководством опытных наставников.
  • Нельзя ставить свечи слишком близко к иконе.
  • Нельзя прикладываться к иконе напомаженными губами. Да и вообще непрыкрытую стеклом икону не следует целовать.
  •  В храме недопустимы бытовые насекомые (т.е. должно быть чисто и в дальних закоулках). Например, тараканы и мухи часто едят живопись, особенно свежую.
  • Мухи оставляют на иконах т.н. "засиды", светлые скопления слегка выпуклых мелких точек. Их ни к коем случае нельзя соскребать, поскольку эти мушиные экскременты имеют кислую среду и вступают в химическую реакцию с материалами икон (картин, росписей и т.п.) и прожигают их до левкаса.

Иконы достаточно живучи за счет продуманной веками технологии.Даже старение материалов идет иконе на пользу. Дерево старше 300 лет почти перестает реагировать на изменение влажности, его перестают есть жуки-точильщики.
Смесь мела и клея, которую представляет из себя левкас,  через несколько десятилетий  представляет из себя особо прочный, совершенно спаявшийся "монолит".
Яичная темпера,  через те же 200-300 лет совершенно "каменеет". Однако новые иконы очень уязвимы, по крайней мере несколько лет.
Нужно сказать, что технологически тщательно и правильно (канонически) выполненные иконы лучше "выживают" в любых условиях. Внимание к технологиям живописи, безоговорочное и тщательное, неторопливое исполнение отработанных до мелочей традиционных рецептов продолжалось на Руси вплоть до XVII века. Примерно же с начала XVII века строгое соблюдение традиций уступает некоторое место любопытству, тяге к новизне, быстроте и иным технологическим соблазнам. К XIX веку (о XX просто говорить не хочется) ремесленническая быстрота и сокращения (например, отсутствие паволоки) и тщеславные новшества привели к использованию крайне разнообразных, мало предсказуемых рецептур.

Как нужно обращаться с иконой.


Итак, иконы живут, болеют и могут умирать без помощи, внимания так же, как по злому умыслу.
Поэтому помимо осознания необходимости беречь иконы, требуются еще и определенные действия. Мы должны уметь правильно обращаться с ними, а не только молиться и просить. Общий долг людей верующих - грамотное и бережное сохранение икон. Это не  что-то из ряда вон выходящее, совсем необыкновенное или таинственное, а только постоянные действия, необходимые для нормальной жизни икон.

Основы грамотного обращения с иконой относительно просты. Если честь, воздаваемая образу, возносится к Первообразу, то, прежде всего, надо бояться оскорбить святыню невнимательностью, безответственностью и даже потребительским отношением. Спасительный страх повредить ее материальному составу должен побудить сначала обдумать наши намерения, прежде чем мы начали что-то делать с иконой. Ведь даже причаститься можно "во осуждение", если без рассуждения приступать к этому величайшему Таинству.

  • Иконы должны находится в сухом отапливаемом помещении с температурой воздуха  плюс 18 20  градусов и влажностью воздуха 45-55%  в некоторых случаях допустима влажность до 65%. В отопительный сезон воздух в помещении, где находятся иконы, нужно увлажнять (ставить в хранилище ведра с водой, но только там, где их невозможно нечаянно опрокинуть или толкнуть). Ни в коем случае не пытайтесь увлажнять воздух с помощью пара (от чайника, кипятильника и т.п.).
  • Хранить иконы ни в коем случае нельзя, складывая их штабелем друг на друга; нежелательно приваливать их к стене стопками, т.к.:
  • во-первых, они повреждаются (обкалываются, царапаются одна о другую и т.п.);
  • во-вторых, сложно найти нужную, а при поисках (часто торопливых) иконы опять же повреждаются;
  • в-третьих, невозможно заметить вовремя икону, требующую реставрации.Иконы необходимо хранить на специальных стеллажах или шкафах с полками в размер иконы или нескольких икон. Кладут их в горизонтальном положении. У каждой иконы должно быть свое место, и полки необходимо подписывать. Совершенно необходимо такое хранение для разрушающихся, аварийных икон.
  • Необходимо регулярно проводить в помещении влажную уборку.
  • Именно из-за сквозняка, ВСЕГДА идущего по полу, иконы нельзя хранить, не приподняв их на подставку-щит, высота которого должна быть не менее 5-10 см. Иначе нижние части икон "почему-то" осыпятся.
  • Иконы нуждаются не только в бережном хранении, но и в бережном обращении с ними. Их можно брать только за дерево: за оборот и за "бока". Иначе понемногу краска будет стираться сначала на краях, а там и дальше.
  • Используйте киоты. Киоты - прекрасная, незаменимая в своем роде вещь. Предел мечтаний реставратора - чтобы каждая икона в храме была в своем застекленном киоте (не совсем "глухом", сбоку лучше оставить отверстия для минимальной, но необходимой циркуляции воздуха).
  • Киот сбережет икону от благоговейных, но невежественных рук и от помады на губах (столь часто остающейся на иконах). Киот также  позволяет создать вокруг иконы более щадящий микроклимат, сглаживая колебания температуры и влажности воздуха.
  • Необходимо постоянно контролировать икону на предмет зараженности жуком-точильщиком.
Как проверить, заражена ли икона точильщиком?
Вот некоторые признаки заражения:
Наличие летных отверстий различного диаметра: на обороте, сбоку и даже на лицевой стороне. Наличие светлых отверстий с острыми краями говорит о свежем заражении
Если отверстия темные, грязные, в них видна слежавшаяся "буровая мука" (можно осторожно пошевелить ее булавкой), то, возможно, живых жуков и личинок там нет. Но зимой (до лёта) это проверить невозможно. В таком сомнительном случае надо поместить икону в полностью закрытый (заклеенный) бумажный пакет. Если летом там будут отверстия - значит, икона все же заражена.

Заключение.
Надеемся что соблюдение этих простых правил поможет вам сохранить свои иконы.


Интересно почитать


Мастерская "Собор"
Оператор online
Наверх