x

Можно отметить следующие основные моменты в иконопочитании:

  • Дидактический. Не все христиане умеют читать, икона же способна своими линиями и красками проповедывать людям то же самое церковное учение, которое выражено словом. Иконы, по словам прп. Иоанна Дамаскина, «заменяют неграмотным книги и являются немолчным вестником чести святых, научая беззвучным голосом созерцающих их и освящая зрение» (Иоанн 1893:14, 51, 69).
  • Воспитательный. Иконы святых как друзей Божиих, изображение их подвигов и страданий необходимо иметь перед глазами также для того,«чтобы освящаться через них и возбуждаться к ревностному подражанию» (Иоанн 1893:17-18, 51, 64, 70). «Когда взираем на написанный образ Христова подобия, - писал спустя семь столетий по окончании иконоборческих споров прп. Максим Грек, - то исполняемся радости духовной, видя Его, Владыку, изображенным в том плотском виде, в каком Он благоволил пожить с людьми, и от того исполняемся страха Божия и памятуем чудеса, которые Он сотворил, живя на земле» (Грек 1993:296).
  • Прагматико-психологический. Человек есть душевно-телесное существо, он нуждается в пище не только для духа, но и для своих чувств. Материальные изображения не являются самоцелью; их духовно-символическая направленность и дает человеку эту пищу, они становятся важным средством для постижения Божественного, для возвышения к нему (Иоанн 1893:8-9, 118).
  • Эстетический. Иконописные изображения воздействуют на человека и как произведения искусства, будят в нем не только нравственные, но и эстетические чувства, их красота привлекает человека к «созерцанию картины, подобно лугу, услаждает зрение и незаметно открывает душе славу Божию» (Иоанн 1893:69).
  • Содержательно-терминологический. Следует различать, постановили Отцы VII Собора, богопоклонение (служение или служебное поклонение ), которое подобает «единому Божескому существу», и почитание (или почитательное поклонение-), подобающее изображению Креста, Святому Евангелию и прочим святыням (Книга 1993:8).

Итак, движущей силой иконопочитания является любовь - любовь к Богу и Его святым, любовь к Первообразу и образу Божию, воссиявшему во святых Его.
Такое различение служения и почитания было сделано не только во избежание рецидивов идолопоклоннических моментов в отношении к
иконе. Оно было обусловлено и самим богословием иконы. «Поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней» (Книга 1993:8), - записано в догматическом определении Собора. Икона — лишь «образ существа», она не идентична ему, однако сущность изображенного невидимо как Божественная энергия «присутствует» в своей иконе.
Так икона становится «каналом», по которому почитательное поклонение и любовь (что то же самое) человека восходят к Богу, к существу Божию. Ему же подобает служение и богопоклонение. Поэтому различение «служения» и «почитательного поклонения» следует понимать не в смысле противопоставления, а в плане взаимосвязи и даже перетекания одного в другое. Можно было бы сказать, что иконе воздается почитательное поклонение, но перед иконой совершается служение Богу, принявшему ради человека видимый образ; но и то, и другое суть выражения любви к Богу и совершаются в духе любви.


Интересно почитать


Мастерская "Собор"
Сейчас недоступен
Наверх